Что нужно, чтобы открыть ИП: необходимые документы, порядок действий
Индивидуальными предпринимателями называют физических лиц, которые прошли установленную процедуру регистрации для занятия предпринимательством. Фактически предприниматель имеет многие права юр. лиц. Но есть ограничения по максимальной выручке, количеству нанимаемых людей, видам деятельности. Что нужно, чтобы открыть ИП? Порядок действий, документы, затрачиваемые суммы регулируются рядом законодательных актов.
Предрегистрационная подготовка
Чтобы заниматься предпринимательством, нужно пройти процедуру оформления в качестве юр. лица или индивидуального предпринимателя (ФЗ-129 от 08.08.2001). Законодатель разрешает оформить ИП по месту проживания (п.3, ст.8 ФЗ №76 от 23.06.2003). Выполнять ту или иную коммерческую деятельность позволено на всей территории России.
Оформление ИП самостоятельно – процедура простая, но требующая некоторой юридической подготовки. Для начала выбираем вид деятельности, коды ОКВЭД и налоговый режим. Сделать это необходимо до регистрации.
Информацию по кодам ОКВЭД и налоговым режимам предоставляют в налоговой инспекции и регистрирующем органе БЕСПЛАТНО. Подробный список кодов с расшифровкой можно найти здесь. Эта версия классификатора будет действовать до 01.01.2016 года.
Совет! Выбирайте и указывайте все возможные коды ОКВЭД (то, чем Вы планируете заниматься). В заявление на регистрацию разрешено вписывать четырехзначный код. Вот и вписывайте. Нецелесообразно обозначать пятизначный код: он будет подкодом четырехзначного. Лишний код не обязывает Вас заниматься этой деятельностью, но позволит в будущем ее начать без всяких заморочек. А вот если Вы будете вести деятельность, не обозначенную в документах…
Что нужно, чтобы открыть ИП?
Определившись с видом деятельности, его кодом и налогом, собираете документы для подачи в регистрирующую организацию
- лично;
- ценным письмом с полной описью вложенных бумаг;
- через многофункциональный центр;
- в электронном виде, где каждый документ заверен электронной подписью (ст.9 ФЗ № 129).
Если по каким-то причинам открытие ИП самостоятельно невозможно и Вы обращаетесь в специализированную фирму, действуете через посредника, у последнего должна быть нотариально удостоверенная доверенность.
Получение ИНН
Идентификационный номер налогоплательщика, двенадцатизначный цифровой код (для ИП). У каждого, кто ведет предпринимательскую деятельность, он должен быть.
ИНН присваивается одновременно с регистрацией Вас как индивидуального предпринимателя либо до. Разница только во времени оформления документов.
Получение ИНН пошагово:
-
Оформить заявление установленного образца (форма 2-2).
-
С распечатанным и заполненным бланком и удостоверяющим личность документом обратиться в инспекцию по налогам и сборам по месту проживания.
В обозначенный срок получить Свидетельство ИНН (делается 5 рабочих дней).
Документальное сопровождение
Какие нужны документы для регистрации ИП? Подробный перечень – в ФЗ «О внесении изменений и дополнений…», ст. 22.1.
-
Заявление установленного образца по форме Р21001 (образец заявления на регистрацию ИП скачивайте здесь).
-
Квитанция об уплаченной госпошлине. Ее размер – 800 рублей (п.1, ст.333.33 НК РФ). Бланк для заполнения скачивайте тут.
-
Паспорт для гражданина РФ и копия всех значимых страниц. Для иностранных лиц – вид на жительство плюс разрешение на проживание на территории страны временно.
-
Удостоверенное нотариусом разрешение родителей, опекунов или решение суда о признании несовершеннолетнего лица дееспособным (для несовершеннолетних граждан, регистрирующихся в качестве ИП).
-
Оригинал и копия Свидетельства ИНН (если получили его заранее).
Это минимальный перечень документов. В некоторых ситуациях он может быть расширен. Если физическое лицо ранее выполняло предпринимательскую деятельность. Тогда нужно подтверждение, что ИП закрыто. При наличии судимости некоторыми видами предпринимательства заниматься запрещено. В «особых» случаях уточняйте в регистрирующей организации, какие нужны документы для открытия ИП.
Если вы сами несете бумаги, то заверять их нотариально нет нужды. Законодатель определяет срок рассмотрения документов: 5 рабочих дней. То есть у Вас принимают документы и дают расписку, в которой указана дата нового визита за уже готовыми свидетельствами. В некоторых регионах срок может быть больше, если инспекция будет запрашивать дополнительные бумаги.
При положительном ответе Вы как индивидуальный предприниматель забираете на руки
- Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Сведения из ЕГРИП (Единого государственного реестра ИП).
- Извещение о постановке на учет в налоговой инспекции.
- Извещение о регистрировании в пенсионном фонде.
- Извещение о присвоении статистического кода (из Росстата).
- Свидетельство о регистрации страхователя (если требуется обязательное медицинское страхование нанятых работников).
Бывает, последние три документа в налоговой не дают. Тогда необходимо получить их самостоятельно.