Закрыть фирму самостоятельно, правильно и с минимальными потерями
Открыть фирму – полдела, сложно вести бизнес и сделать его успешным. Еще тяжелее закрыть фирму.
Добровольная ликвидация
Добровольное закрытие юридического лица осуществляется на основании ст. 61-64 Гражданского кодекса и профильного закона, регулирующего деятельность юридического лица конкретной организационно-правовой формы: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «Об акционерных обществах» и пр.
Порядок ликвидации учреждения определяется его учредителем и регулируется ФЗ «Об автономных учреждениях». В отдельных случаях прекращение деятельности учреждения, МУПа, ГУПа либо госкорпорации возможно только по согласованию с антимонопольными службами.
Закрытие фирм начинается с принятия решения о прекращении их существования тем лицом (органом), что уполномочен на то учредительными документами:
для ООО – это общее собрание участников;
для АО – общее собрание акционеров;
для союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств – общее собрание членов.
Исключение: правом ликвидировать некоммерческий фонд наделен только суд.
В ходе общего собрания определяется:
- судьба организации – оформляется решение о ее ликвидации;
- состав ликвидационной комиссии (ликвидатора) и ее председателя – это могут быть руководитель, главный бухгалтер, ведущие специалисты, учредители или сторонние лица. С этого момента все полномочия по управлению передаются указанному органу;
- порядок и сроки совершения данной процедуры.
Уведомление заинтересованных сторон
Если требуется закрыть фирму, нужно уведомить о том:
- ИФНС;
- внебюджетные фонды;
- кредиторов;
- иных заинтересованных лиц.
В ИФНС не более чем через 3 дня с даты принятия судьбоносного решения о ликвидации направляются:
- решение (протокол собрания) о ликвидации (2 экз.).
На основании уведомления вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ, после чего регистрация редактуры учредительных документов данной организации и ее дочерних компаний (тех, в которых она является учредителем) запрещена. Мораторий установлен и на госрегистрацию любых фирм, появившихся в ходе реорганизации ликвидируемого юрлица.
Внебюджетные фонды уведомляются письменно. Обращение можно оформить заявлением, можно отправить письмом с уведомлением – ИФНС затребует подтверждение того, что данные структуры проинформированы о данном процессе.
Кредиторы и прочие о предстоящей ликвидации узнают из объявления, поданного ликвидационной комиссией. Также ликвидатор обязан выявить всех контрагентов (кредиторов) и направить им заказные письма с уведомлением с сообщением о грядущих переменах.
Обязанности ликвидатора
Помимо розыска и информирования кредиторов ликвидатор обязан:
- организовать и провести инвентаризацию всего имущества ликвидируемого юрлица;
- уточнить информацию по его активам (размеру, составу, состоянию, уровню ликвидности);
- сформировать перечень участников, которые вправе рассчитывать на некую долю при распределении имущества ликвидируемого (того, что останется после удовлетворения требования всех кредиторов);
- оценить финансовое состояние;
- рассчитать персонал (с уведомлением за 2 месяца, выплатой всех причитающихся платежей, уведомлением центров занятости при необходимости);
- вывод ликвидируемого юрлица из состава учредителей иных организаций. Если ликвидируемая компания была единственным основателем, то следует закрытие дочерних предприятий. Разумно прежде инициации ликвидации реализовать их. После это уже невозможно;
- сверить степень исполнения обязательств с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
- проанализировать дебиторскую задолженность с целью ее наиболее эффективного взыскания, а также кредиторскую с составлением плана по ее погашению;
- определить очередность реализации имущества;
- сгруппировать кредиторов по законодательно установленной очередности;
- разработать процедуру распределения оставшихся активов между учредителями с последующим ее претворением на практике. Имущество делится пропорционально долям в компании;
- сформировать промежуточный и ликвидационный баланс;
- закрыть банковские счета;
- подготовить документацию для ИФНС для исключения организации из ЕГРЮЛ.
Налоговая проверка
ИФНС проверяет документацию за последние 3 года, ее особо интересует:
- первичная отчетность (чеки, счета-фактуры, договора);
- кассовая документация;
- отчетность перед налоговыми органами и внебюджетными фондами и прочее.
Проверка выездная. Иногда сотрудники налоговой проводят инвентаризацию и осмотр помещений (офисы, цеха, склады).
Если фирма проблемная, то о том, как закрыть ООО без налоговой проверки, не стоит и мечтать. Налоговые органы не преминут тщательно изучить финансовое состояние юрлица, имеющего задолженности перед бюджетом.
О том, как закрыть фирму без проверки, могут задуматься только безупречные налогоплательщики, т.е. те, кто:
- регулярно отчитывался перед налоговыми органами, не допуская просрочек ни по документации, ни по платежам;
- подаваемые бумаги всегда были идеально правильно оформлены;
- у организации нет долгов перед бюджетом, фондами, контрагентами;
- имеет место нулевая отчетность ООО, т.е. деятельность в течение последних 3 лет не велась, не было также и движения по счетам (ни по зарплате, ни по расчетам с кем-либо);
- у компании один учредитель, что исключает дележ остатка имущества.
Промежуточный и ликвидационный балансы
Сформированный промежуточный баланс (а их может быть несколько) утверждается общим собранием учредителей. Составление данной бумаги означает, что теперь можно производить расчеты с кредиторами.
О факте составления документа ИФНС уведомляется в трехдневный срок путем подачи:
- заявления по форме Р15003;
- решения либо протокола собрания об одобрении промежуточного баланса;
- сам баланс;
- подтверждения уведомления кредиторов.
Ликвидационный баланс также утверждается ликвидационной комиссией. Форма обоих документов законодательно не ограничена. Чаще используют шаблон обычного бухгалтерского баланса.
Расчеты с кредиторами
Расчет с кредиторами производится в определенном порядке, начиная с удовлетворения обязательств перед физическими лицами, возникшими из-за причинения вреда их жизни (здоровью), расчета с персоналом, по авторским правам, перед залогодержателями, и заканчивая погашением задолженностей перед внебюджетными фондами, бюджетом и иными кредиторами.
Расчеты с последними начинаются только через месяц после утверждения промежуточного баланса. Требования удовлетворяются в соответствии с очередностью обращения (кто первый обратился, с тем первым и посчитаются).
Заключительные операции
Чтобы окончательно закрыть фирму нужно направить в ИФНС:
- заявление по форме Р16001;
- решение либо протокол собрания об одобрении ликвидационного баланса;
- сам баланс;
- справку из ПФР об отсутствии претензии с его стороны;
- подтверждение уплаты 800 рублей госпошлины.
Через 5 дней будет выдано свидетельство о прекращении существования организации. К этому времени пройдет не менее 3-4 месяцев с даты принятия решения о прекращении деятельности.
Чтобы сняться с учета во всех внебюджетных фондах, им нужно направить:
- заявление (вольная форма);
- решение (протокол) о прекращении деятельности;
- нотариально заверенная копия свидетельства о снятии с учета в ЕГРЮЛ и уведомление о том же из налоговой инспекции;
- в ФСС нужно вернуть страховое свидетельство.
Печать уничтожается, а документация юрлица сдается в архив. Снятие с учета в Росстате происходит автоматически – ИФНС информирует его самостоятельно.
Если есть проблемы
О том, как закрыть фирму с долгами, иными относительно легальными способами расскажут в любой юридической фирме, это:
- переоформление на другое лицо. Возможные варианты: от грамотного юриста, который за определенное вознаграждение постарается законными методами оспорить долги, до использования действующих документов человека, с которого требовать что-то просто нереально;
- реорганизация – слияние, присоединение к другой компании. Услуга платная. Оказывающие ее люди обещают, что все вопросы решат сами. По факту – если объединяется несколько таких фирм, то хоть учредители и сменились, но теперь по проблемам (пусть и прошлым) одного из присоединенных могут спрашивать и с бывших учредителей всех реорганизованных компаний;
- «утрата» всей документации фирмы – от пожара и кражи до утери. При выявлении умысла возможна уголовная ответственность.
Официально закрыть ООО с долгами возможно посредством процедуры банкротства. Это честно, хоть долго и требует полного погашения всевозможных долгов. Но при таком выборе, при условии честного ведения бизнеса, не придется изучать Уголовный кодекс. Во всех остальных случаях помимо данного документа следует тщательно изучить еще и Уголовно-процессуальный кодекс. Безопаснее потратить несколько месяцев на ликвидацию организации, в соответствии с законодательством.
- Реорганизация
- Смена Директора
- Регистрация ООО
- Ликвидация ООО
- Ликвидация
Ликвидация предприятия - просто о сложном. Что нужно чтобы закрыть ООО или ИП, что важно знать и необходимо сделать, чтобы не иметь в будущем проблем с налоговой.
- Внесение изменений