Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация фирм

Ликвидация предприятия: стоимость, пошаговая инструкция

Наравне с процедурой регистрации существует ликвидация предприятия, стоимость которой определяется законодательством в установленных границах. Ликвидация представляет собой упразднение компании как коммерческого элемента и юридического лица и удаление сведений о нем из всех официальных реестров. Такая процедура имеет свои особенности и тонкости.

Зачем и кому это нужно?

Ликвидация предприятия - это процедура, сопряженная со сбором многочисленных документов, рассылкой десятков писем, уведомлением всех возможных служб, компаний-партнеров, закрытием счетов, уничтожением печатей и прочее. Казалось бы, кто может решить упразднить компанию, если ее закрытие связано с такими головными болями?

Опыт показывает, что ликвидация предприятия, стоимость которого ниже, чем расходы на ведение учета, является вполне целесообразной мерой. Рассмотрим такой случай: ваша фирма не осуществляет коммерческую деятельность. В соответствии с действующим законом, руководство компании обязано подавать нулевые декларации, уплачивать зарплатные налоги, если есть хоть один сотрудник, вести учет, даже не зарабатывая денег.

Для учета нужен бухгалтер или наемная фирма, которая будет подавать нулевые декларации. Стоимость услуг таких посредников составляет в среднем 200-2000 рублей в месяц. Нехитрые вычисления позволяют понять, что это 2400-24000 рублей в год. Таким образом, даже минимальный ценовой предел заставляет тратиться не только материально, но и морально. Компании с нулевыми балансами тоже подвергаются проверкам со стороны налоговых органов и других государственных служб.

Закроем лавочку?

Итак, ликвидация имеет безусловное ценовое преимущество перед ведением бизнеса "в ноль". Что представляет собой процедура ликвидации? Как это сделать, и куда идти? Начнем с того, в каком положении ваша компания. Для разных ООО процедура ликвидации выглядит по-разному.

Так, продажа ООО с долгами является оптимальным выходом для руководства компании. Официальная процедура упразднения фирмы в данном случае может затянуться на многие годы. Продажа убыточного предприятия имеет свои особенности, но оформляется намного проще, чем его ликвидация.

Если решение об упразднении принято единогласно, возникает новый вопрос: нужная ли помощь в ликвидации ООО или можно сделать это своими силами? Здесь все зависит от сложившегося положения. Но на практике компании с нулевыми балансами можно закрыть самостоятельно. Если штат сотрудников и их квалификация позволяют, услуги по ликвидации ООО от сторонних организаций не требуются.

Пошаговая инструкция по ликвидации предприятий

Пошаговая инструкция по упразднению предприятий

1. Вынесение решения учредителей.

Начинается приостановление деятельности предприятия и его полное упразднение с официального оформления решения собрания учредителей. По этому вопросу составляется протокол, в котором назначается ликвидационная комиссия и ее председатель (ликвидатор). В полномочия ликвидационной комиссии и ликвидатора входит совершение всех юридически значимых действий для упразднения фирмы.

2. Подача заявления в территориальный налоговый орган.

В МИФНС по месту регистрации компании подается нотариально заверенное заявление о прекращении деятельности юридического лица. Документ составляется по форме Р15001. Образец можно найти в официальных источниках. На основании заявления ИФНС вносит соответствующие сведения в реестр. С этого момента предприятие признается находящимся в процессе ликвидации.

3. Уведомление фондов.

В соответствии с законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ юридическое лицо обязано подавать сведения об упразднении в страховые фонды. На практике налоговая служба ставит в известность ПФР и ФСС самостоятельно, но от ликвидатора требуют письменного уведомления в свободной форме. Соответствующие бумаги можно отправить по почте заказным письмом. Сделать это нужно в течение трех дней с момента принятия решения.

4. Согласование исполнения обязательств с кредиторами.

Этот этап самый сложный и длительный. От него во многом зависит срок ликвидации ООО. Организация обязана составить акты сверок со всеми должниками и кредиторами, согласовать суммы, погасить все задолженности. Оплата налогов и страховых взносов тоже может считаться расчетами с кредиторами.

5. Проверка налоговым органом.

По закону, налоговые службы должны организовать выездную проверку ликвидируемого предприятия. На практике, для организаций с нулевыми балансами процедура может быть упрощенной. По результатам проверки устанавливаются:

  • наличие или отсутствие задолженностей перед кредиторами любого порядка;
  • соответствие/несоответствие документов, балансов, отчетности установленным нормам.

Если у предприятия есть незакрытые долги по деньгам или документам, в ликвидации будет отказано до устранения всех проблем.

6. Подача промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный баланс формируется после выхода срока подачи претензий от кредиторов. Этот срок публикуется в "Вестнике государственной регистрации" вместе с данными о начале ликвидации общества. Ликвидационный баланс составляется в свободной форме (обычно в такой же, как бухгалтерский) и включает:

  • перечень имущества предприятия;
  • предъявленные требования;
  • результаты рассмотрения требований.

7. Сдача окончательного баланса.

После рассмотрения и утверждения налоговым органом промежуточного ликвидационного баланса организация сдает окончательный ликвидационный баланс. С момента приема документа налоговой службой, предприятие официально становится ликвидированным. Об этом вносится соответствующая запись в реестр.

Вместе с ликвидацией на компании лежат следующие обязанности:

  • закрытие расчетного счета при ликвидации ООО;
  • уничтожение печати.

Вся процедура занимает в среднем от полугода до нескольких лет. Поэтому браться за нее самостоятельно могут только люди, не обремененные другими обязанностями. Каждый этап сопряжен со своими рисками и имеет свои особенности. На практике государственные службы не заинтересованы в упразднении налогоплательщиков. Поэтому закрыть фирму намного сложнее, чем открыть ее. Если вы не уверены, что справитесь с этим самостоятельно, поручите процесс опытным юристам.

ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Закрытие ИП в связи со смертью

    Для того чтобы произвести закрытие ИП в связи со смертью, необходимо представить в регистрирующие органы свидетельство о смерти предпринимателя.

  • Как зарегистрировать ИП: инструкция к использованию онлайн-сервисов

    Как зарегистрировать ИП с помощью специализированных программ и онлайн-сервисов? Подача документов через Интернет бесплатно доступна всем жителям России, что намного упрощает процедуру.

  • Готовые ООО с СРО

    Готовые ООО с СРО – отличный способ начать собственный бизнес в строительной сфере, не тратя времени на прохождение множества инстанций и самостоятельное оформление допуска СРО.

  • Продажа ООО с оборотами

    Как происходит продажа ООО с оборотами? Чтобы понять, чего хочет покупатель, нужно разобраться с термином "оборот". Как подготовить фирму к реализации и минимизировать риски?

  • Как зарегистрировать новый вид деятельности

    Как зарегистрировать новый вид деятельности? Схема регистрации будет зависеть от того, как осуществляемые виды деятельности отражены в уставе предприятия

  • Уведомление о ликвидации предприятия

    Уведомление о ликвидации предприятия – документ, свидетельствующий о том, что компания находится в процессе ликвидации и о том, что запись об инициации процедуры уже внесена в Государственный реестр.