Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ООО

Продажа ООО: варианты реализации фирмы с активами и без

Продажа ООО возможна в двух вариантах: собственно продажа посредством заключения договора между продавцом и покупателем и реализация через смену состава учредителей. В первом случае обязательно подключать нотариуса. Поэтому стоимость процедуры будет выше. Продажа фирмы через распределение долей обойдется дешевле. Но придется пройти несколько этапов, растянутых по времени.

Как выбрать подходящий вариант отчуждения фирмы?

Принятие решения должно основываться на грамотной оценке рисков. Обращение к нотариусу защитит юридическую чистоту сделки. Поэтому при выборе варианта реализации предприятия следует руководствоваться правилом: чем больше рискуешь потерять, тем больше специалистов со стороны необходимо привлекать.

Как продать ООО?

  1. Если планируется продажа ООО с дорогостоящими активами, то обращение в нотариальную контору обязательно. Вы можете пренебречь этой рекомендацией. Но тогда велик риск потерять свой бизнес. Под дорогостоящими активами следует понимать действующий бизнес (продажа ООО с оборотами), транспортное средство, станки, здания и т.п. В данной ситуации лучше оформлять сделку купли/продажи и удостоверять ее у нотариуса.

  2. Оплата услуг работника нотариальной конторы будет лишней тратой денег при отчуждении Общества без активов. В такой ситуации самый оптимальный способ – реализация через отчуждение долей. Участники принимают в свой состав нового члена. А потом сами выходят. В результате учредитель меняется.

Закрыть фирму для себя по второму варианту развития событий проще и дешевле. Но при наличии дорогостоящего имущества очень рискованно.

«Чистая» продажа

Под этим термином подразумевается законное оформление сделки купли/продажи. Объект – общество с ограниченной ответственностью, имущественный комплекс плюс определенный набор юридических прав и обязанностей.

Интересы продавца и покупателя защищены. Так как законодатель определил обязательное нотариальное удостоверение сделки купли/продажи Общества.

Для реализации фирмы нужно подготовить следующие документы:

  • Заполненное заявление по форме Р14001. Понадобится столько дубликатов, сколько учредителей в составе. Плюс один для работников налоговой службы. Бланк заявления можно скачать по ссылке.

  • Учредительный договор. Один из обязательных документов предприятия. В некоторых ситуациях могут потребовать первый протокол Общества с решением об его учреждении.

  • Свидетельство о регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет. Это два разных документа, выданных фирме при ее образовании. Если в процессе деятельности компания вносила изменения в учредительные бумаги, необходимо подготовить соответствующие протоколы. На основании которых были приняты эти изменения.

  • Выписка из государственного реестра юр. лиц. Подойдет только свежий вариант, которому не более пяти дней. Заказывается выписка в налоговой.

  • Справка, подтверждающая формирование уставного капитала в полном объеме. Составляется бухгалтером Общества. Удостоверяется печатью и подписью генерального директора.

  • Согласие супругов сторон сделки на ее осуществление. Если покупатель и/или продавец состоят в браке, их «вторые половинки» должны дать свое письменное согласие на покупку/продажу фирмы. Бумага оформляется и удостоверяется у нотариуса.

  • Договор купли/продажи. Его готовит юрист нотариальной конторы. Количество экземпляров зависит от количества участников сделки. Процедура платная.

Когда пакет документов будет полностью готов, нотариус везет их в ФНС или отправляет по почте. Факт передачи бумаг подтверждается извещением. Эти нотариальные действия стороны сделки тоже оплачивают.

Как продать ООО с одним учредителем? Процедура та же. Только документов понадобится оформлять меньше. Меньше придется платить нотариусу за удостоверение каждого экземпляра. Потому может иметь смысл выход всех участников, кроме одного, из состава предприятия перед его полным отчуждением.

Перераспределение долей

Такой способ реализации практикуется, если компания не имеет оборотов, активов. Проще осуществить процедуру, если в составе только один участник. Если несколько, то возможны следующие пути:

  • Все учредители, кроме одного, выходят из состава Общества. Последний принимает нового члена (потенциального покупателя). Через время «старый» участник покидает фирму путем передачи своей доли «новому» участнику.

  • «Старый» состав пополняется «новым» участником. Вхождение закрепляется в учредительных документах. Человек вносит свою долю в уставный капитал. Потом прежние участники выходят из Общества.

Как происходит продажа ООО с одним учредителем? Пошаговая инструкция.

Шаг первый. Вхождение нового участника посредством увеличения уставного капитала.

  1. На общем собрании учредителей принимается решение о вводе нового члена в состав предприятия. Оформляется соответствующий протокол.

    Важно! Устав фирмы должен разрешать вхождение «со стороны».

  2. Новый участник пополняет уставный капитал, внося определенную сумму денежных средств или предоставляя имущество. Во втором случае потребуется оценочный акт.

  3. Заполняется заявление (бланк Р14001) на внесение изменений в состав ООО и процентное распределение долей.

Заявление и решение учредителей подлежат нотариальному удостоверению.

Изменения необходимо зарегистрировать, подав в уполномоченный государственный орган и налоговую следующий пакет:

  • заполненную форму Р14001;
  • решение единственного участника о вхождении нового члена предприятия;
  • выписка из банка о внесении денег или оценочный акт имущества (в зависимости от того, каким способом увеличился уставный капитал);
  • устав ООО.

Шаг второй. Выход участника, реализующего фирму.

  1. Прежний генеральный директор готовит заявление по форме Р14001. Документ заверяется у нотариуса.

  2. Основанием для заполнения бланка служит заявление единственного учредителя о выходе и передаче своей доли Обществу.

  3. Заявления и иные учредительные документы подаются в регистрирующий орган и ФНС.

  4. Новый участник получает на руки свидетельство о внесении изменений и свежую выписку.

Шаг третий. Смена генерального директора.

Делать это рекомендуется сразу же, так как прежний руководитель для нового владельца – чужой человек. В инспекцию по налогам и сборам подается уже знакомое «четырнадцатое» заявление и решение единственного учредителя.

При таком способе продажи придется несколько раз обращаться в ФНС. Старайтесь соблюдать временные промежутки между обращениями, так как налоговики не любят часто вносить изменения в уставные документы.

ОтменитьДобавить комментарий
Похожие статьи:
  • Закрыть ИП по почте

    В последние годы возможности предпринимателей существенно расширились. Можно закрыть ИП по почте, сдать отчетность по Интернету и т.д. Почему же люди закрывают ИП, если для них созданы столь благоприятные условия?

  • Закрыть ИП

    Как прекратить деятельность индивидуальному предпринимателю: какие документы потребуются для ИФНС, как быть с налогами и страховыми взносами, банковским счетом, ККМ и работниками. Банкротство ИП

  • Субсидии для будущих ИП

    Заявление на оформление ИП оформить не сложно. Куда сложнее порой становится изыскать средства для первоначальной раскрутки собственного бизнеса.

  • Как сменить генерального директора

    Как сменить генерального директора в ООО: подготовка документов, особенности заполнения заявления по форме № Р14001, уведомление налоговых органов и банка. Особенности процедуры

  • Внесение изменений в устав ЗАО

    Внесение изменений в устав ЗАО и ООО производится в соответствии с определенными законодательными нормами и обязательно регистрируется в налоговых органах.