Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ООО

Порядок ликвидации ООО: деятельность ликвидационной комиссии

Порядок ликвидации ООО определяется согласно нескольким законодательным актам: ГК РФ, ФЗ «Об ООО» и ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц и ИП». Закон определяет два варианта: добровольное и принудительное закрытие фирмы. При первом варианте развития событий владельцы Общества должны письменно уведомить налоговую службу (п.1 ст.62 ГК РФ), фонды (п.3 ст.28 ФЗ №212 «О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФОМС»), кредиторов.

На учредительном совете по поводу упразднения предприятия участники выбирают ликвидационную комиссию (ликвидком), обсуждают порядок ликвидации ООО (взыскание долгов, расчеты с фирмами-кредиторами и работниками, отчуждение имущества и т.п.). С данного момента все основные вопросы будет решать ликвидационная комиссия.

В чем заключается работа комиссии?

В ее состав входит директор предприятия и главный бухгалтер – лица, которые имеют право осуществлять финансовые операции, подписывать бумаги. Еще могут войти юрист, экономист организации. Основная их задача – ликвидация фирмы в соответствии с законом.

Ликвидком функционирует согласно составленного и завизированного ею проекта. В нем обязательно должны быть прописаны следующие процедуры:

  • Инвентаризация имущества компании.

  • Перечень активов, их состояние, размер, процент ликвидности.

  • Сколько учредителей, каковы их доли.

  • Финансовое положение предприятия на момент его закрытия.

  • Штат сотрудников, порядок их увольнения.

  • Определение всех фирм, учредителем которых является ликвидируемая организация. Если таковые есть, то нужно выйти из состава участников. Если реорганизуемое предприятие является единственным учредителем какой-либо фирмы, то последнюю тоже придется закрывать.

  • Исследование кредиторской задолженности (сверка расчетов с налоговиками, фондами, поставщиками и т.п.). Резолюция по каждому обязательству.

  • Мониторинг дебиторской задолженности по таким показателям, как: уровень ликвидности, вероятность взыскания долга, сроки и т.д. Определение порядка взыскания долгов.

  • Мероприятия по отчуждению имущества (систематизация активов по степени ликвидности, определение порядка, возможностей их продажи).

  • Что остается после погашения задолженностей (ликвидация ООО с долгами невозможна), распределяется между учредителями.

  • Подготовка бумаг для исключения фирмы из ЕГРЮЛ.

Когда план составлен и утвержден, соответствующие распоряжения отдаются в отдел бухгалтерии. Она проводит сверку расчетов с дебиторами и кредиторами, отражает на счетах результаты инвентаризации. Рассмотрим подробнее некоторые мероприятия.

Взыскание долгов

Взысканная дебиторская задолженность позволит предприятию во многих ситуациях погасить собственные долги. Поэтому данному вопросу уделяется достаточно внимания.

  • Ликвидационная комиссия направляет дебиторам письменные требования погасить задолженность: вернуть деньги либо активы.

  • В случае непризнания требований представитель комиссии обращается в суд. Он же представляет интересы своей фирмы.

  • Если срок исковой давности истек, бухгалтер отражает дебиторскую задолженность на счете «Внереализационные расходы». Впоследствии эти суммы идут в убыток.

Инвентаризация при закрытии фирмы

При ликвидации организации инвентаризация материальных объектов и ценностей обязательна (ст.12 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Процедура стандартная:

  • проверяются все активы и пассивы;
  • сравнивают действительное наличие с данными бухгалтерского учета;
  • все расхождения фиксируются на счетах,
  • недостачи взыскиваются с материально ответственных лиц (если недостача образовалась по их вине).

Основной документ, на который следует опираться, – Методические указания по инвентаризации имущества (Приказ Министерства финансов РФ №49 от 13.06.1995).

Расчет по налогам и сборам

У ликвидируемого предприятия налоговые обязательства выражаются не только в деньгах, но и в документах. Все отчеты и декларации должны быть оформлены и сданы. Даже нулевая отчетность ООО сдается в определенный законодателем период. Просрочили – штраф, который придется погасить до момента гос. регистрации ликвидации юр. лица.

Обязательства перед бюджетом исполняются за счет

  • денег, оставшихся на счетах компании;
  • средств, вырученных от сбыта ценностей (п.1 ст.49 НК РФ).

Ликвидация фирм с долгами не осуществляется. Если у организации ничего нет (ни денег, ни активов, которые можно продать), то закрывать ее никто не будет. Пока предприятие не погасит задолженность перед бюджетом. В таком состоянии фирма может находиться годами.

Ликвидационный баланс

Комиссия устанавливает срок, в течение которого кредиторы вправе обратиться с требованиями. После окончания этого срока создается промежуточный ликвидационный баланс (ст. 63 ГК РФ). Его утверждают – и рассчитываются со всеми кредиторами.

Баланс уточняет реальную ситуацию в финансах фирмы. В нем – полные сведения о

  • активах и пассивах,
  • собственности организации, ее стоимости и ликвидности,
  • дебиторской и кредиторской задолженности,
  • претензиях, предъявленных кредиторами.

Промежуточный баланс визируется владельцами предприятия. О появлении данного документа нужно уведомить налоговый орган в течение трех дней. Подается

  • извещение вида Р15003;
  • протокол учредительного собрания, где обсуждались вопросы составления ликвидационного баланса;
  • сам баланс;
  • копию страницы из официального источника массовой информации с объявлением об упразднении фирмы.

Когда организация со всеми рассчитается, составляется ликвидационный баланс (п.5 ст.63 ГК РФ). По нему можно судить о составе имущества, которое осталось у Общества и может быть разделено между учредителями.

Ликвидационный баланс тоже утверждается участниками ООО и подается в налоговый орган.

Заключительные мероприятия по ликвидации

  1. Закрытие расчетных счетов.
  2. Гос. регистрация процедуры.
  3. Снятие с учетов в фондах.
  4. Уничтожение печати.
  5. Передача документов в гос. архив.

Процедура закрытия банковского счета:

  • Подача заявления в банк на их бланке.
  • Получение уведомления от финансовой организации о закрытии счета.
  • Извещение налоговой инспекции и фондов.

В ИФНС подается сообщение о закрытии лицевых счетов. В фонды – уведомление.

Чтобы сняли с учета в налоговой и внесли соответствующую запись в ЕГРЮЛ, в ИФНС подается следующий пакет бумаг:

  • заявление по форме Р16001,
  • ликвидационный баланс и протокол его утверждения,
  • подтверждение ПФ, что все отчеты сданы, а страховые взносы уплачены,
  • бумага об оплате госпошлины (800 руб.).

Через пять рабочих дней налоговики выдают свидетельство о прекращении деятельности. Одновременно вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Получение этих документов означает, что произошла ликвидация юридического лица.

Стоимость подобных мероприятий на рынке юридических услуг не маленькая – от 60 000 руб. Для предприятия с долгами это очень много. Лучше решать вопросы по упразднению организации своими силами.

ОтменитьДобавить комментарий
Похожие статьи:
  • Регистрация изменений в ЕГРЮЛ

    Регистрация изменений: какие корректировки требуют регистрации в ЕГРЮЛ с или без редактированием Устава, стандартный пакет документов, порядок обращения в налоговые органы

  • Реорганизация юридических лиц

    Реорганизация юридических лиц: основания реформирования, классификация форм реорганизации хозяйствующих субъектов, особенности процесса и допустимые организационно-правовые формы

  • Купить фирму выгодно? Обзор рынка готовых ООО

    Желая купить фирму и сэкономить нервы и время на самостоятельную регистрацию, предприниматель бесспорно выигрывает. Он может сразу же начать деятельность, оформить на компанию кредит или недвижимость, получить выгодный заказ или выиграть тендер... Но риск отвечать по чужим долгам очень велик.

  • Что нужно чтобы закрыть ИП

    Что нужно, чтобы закрыть ИП? Немного усилий и свободного времени. Закрытие ИП относится к числу наиболее простых регистрационных процедур, которые могут быть проведены без помощи специалистов.

  • Как зарегистрировать ООО и ИП

    Что нужно для оформления ИП? Минимальный пакет документов и немного времени. Процедура регистрации ИП предельно проста и не вызывает затруднений даже у людей, незнакомых правилами оформления документации.