Порядок ликвидации ООО: деятельность ликвидационной комиссии
Порядок ликвидации ООО определяется согласно нескольким законодательным актам: ГК РФ, ФЗ «Об ООО» и ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц и ИП». Закон определяет два варианта: добровольное и принудительное закрытие фирмы. При первом варианте развития событий владельцы Общества должны письменно уведомить налоговую службу (п.1 ст.62 ГК РФ), фонды (п.3 ст.28 ФЗ №212 «О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФОМС»), кредиторов.
На учредительном совете по поводу упразднения предприятия участники выбирают ликвидационную комиссию (ликвидком), обсуждают порядок ликвидации ООО (взыскание долгов, расчеты с фирмами-кредиторами и работниками, отчуждение имущества и т.п.). С данного момента все основные вопросы будет решать ликвидационная комиссия.
В чем заключается работа комиссии?
В ее состав входит директор предприятия и главный бухгалтер – лица, которые имеют право осуществлять финансовые операции, подписывать бумаги. Еще могут войти юрист, экономист организации. Основная их задача – ликвидация фирмы в соответствии с законом.
Ликвидком функционирует согласно составленного и завизированного ею проекта. В нем обязательно должны быть прописаны следующие процедуры:
-
Инвентаризация имущества компании.
-
Перечень активов, их состояние, размер, процент ликвидности.
-
Сколько учредителей, каковы их доли.
-
Финансовое положение предприятия на момент его закрытия.
-
Штат сотрудников, порядок их увольнения.
-
Определение всех фирм, учредителем которых является ликвидируемая организация. Если таковые есть, то нужно выйти из состава участников. Если реорганизуемое предприятие является единственным учредителем какой-либо фирмы, то последнюю тоже придется закрывать.
-
Исследование кредиторской задолженности (сверка расчетов с налоговиками, фондами, поставщиками и т.п.). Резолюция по каждому обязательству.
-
Мониторинг дебиторской задолженности по таким показателям, как: уровень ликвидности, вероятность взыскания долга, сроки и т.д. Определение порядка взыскания долгов.
-
Мероприятия по отчуждению имущества (систематизация активов по степени ликвидности, определение порядка, возможностей их продажи).
-
Что остается после погашения задолженностей (ликвидация ООО с долгами невозможна), распределяется между учредителями.
-
Подготовка бумаг для исключения фирмы из ЕГРЮЛ.
Когда план составлен и утвержден, соответствующие распоряжения отдаются в отдел бухгалтерии. Она проводит сверку расчетов с дебиторами и кредиторами, отражает на счетах результаты инвентаризации. Рассмотрим подробнее некоторые мероприятия.
Взыскание долгов
Взысканная дебиторская задолженность позволит предприятию во многих ситуациях погасить собственные долги. Поэтому данному вопросу уделяется достаточно внимания.
-
Ликвидационная комиссия направляет дебиторам письменные требования погасить задолженность: вернуть деньги либо активы.
-
В случае непризнания требований представитель комиссии обращается в суд. Он же представляет интересы своей фирмы.
-
Если срок исковой давности истек, бухгалтер отражает дебиторскую задолженность на счете «Внереализационные расходы». Впоследствии эти суммы идут в убыток.
Инвентаризация при закрытии фирмы
При ликвидации организации инвентаризация материальных объектов и ценностей обязательна (ст.12 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Процедура стандартная:
- проверяются все активы и пассивы;
- сравнивают действительное наличие с данными бухгалтерского учета;
- все расхождения фиксируются на счетах,
- недостачи взыскиваются с материально ответственных лиц (если недостача образовалась по их вине).
Основной документ, на который следует опираться, – Методические указания по инвентаризации имущества (Приказ Министерства финансов РФ №49 от 13.06.1995).
Расчет по налогам и сборам
У ликвидируемого предприятия налоговые обязательства выражаются не только в деньгах, но и в документах. Все отчеты и декларации должны быть оформлены и сданы. Даже нулевая отчетность ООО сдается в определенный законодателем период. Просрочили – штраф, который придется погасить до момента гос. регистрации ликвидации юр. лица.
Обязательства перед бюджетом исполняются за счет
- денег, оставшихся на счетах компании;
- средств, вырученных от сбыта ценностей (п.1 ст.49 НК РФ).
Ликвидация фирм с долгами не осуществляется. Если у организации ничего нет (ни денег, ни активов, которые можно продать), то закрывать ее никто не будет. Пока предприятие не погасит задолженность перед бюджетом. В таком состоянии фирма может находиться годами.
Ликвидационный баланс
Комиссия устанавливает срок, в течение которого кредиторы вправе обратиться с требованиями. После окончания этого срока создается промежуточный ликвидационный баланс (ст. 63 ГК РФ). Его утверждают – и рассчитываются со всеми кредиторами.
Баланс уточняет реальную ситуацию в финансах фирмы. В нем – полные сведения о
- активах и пассивах,
- собственности организации, ее стоимости и ликвидности,
- дебиторской и кредиторской задолженности,
- претензиях, предъявленных кредиторами.
Промежуточный баланс визируется владельцами предприятия. О появлении данного документа нужно уведомить налоговый орган в течение трех дней. Подается
- извещение вида Р15003;
- протокол учредительного собрания, где обсуждались вопросы составления ликвидационного баланса;
- сам баланс;
- копию страницы из официального источника массовой информации с объявлением об упразднении фирмы.
Когда организация со всеми рассчитается, составляется ликвидационный баланс (п.5 ст.63 ГК РФ). По нему можно судить о составе имущества, которое осталось у Общества и может быть разделено между учредителями.
Ликвидационный баланс тоже утверждается участниками ООО и подается в налоговый орган.
Заключительные мероприятия по ликвидации
- Закрытие расчетных счетов.
- Гос. регистрация процедуры.
- Снятие с учетов в фондах.
- Уничтожение печати.
- Передача документов в гос. архив.
Процедура закрытия банковского счета:
- Подача заявления в банк на их бланке.
- Получение уведомления от финансовой организации о закрытии счета.
- Извещение налоговой инспекции и фондов.
В ИФНС подается сообщение о закрытии лицевых счетов. В фонды – уведомление.
Чтобы сняли с учета в налоговой и внесли соответствующую запись в ЕГРЮЛ, в ИФНС подается следующий пакет бумаг:
- заявление по форме Р16001,
- ликвидационный баланс и протокол его утверждения,
- подтверждение ПФ, что все отчеты сданы, а страховые взносы уплачены,
- бумага об оплате госпошлины (800 руб.).
Через пять рабочих дней налоговики выдают свидетельство о прекращении деятельности. Одновременно вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Получение этих документов означает, что произошла ликвидация юридического лица.
Стоимость подобных мероприятий на рынке юридических услуг не маленькая – от 60 000 руб. Для предприятия с долгами это очень много. Лучше решать вопросы по упразднению организации своими силами.
- Регистрация ООО
- Ликвидация
Ликвидация предприятия - просто о сложном. Что нужно чтобы закрыть ООО или ИП, что важно знать и необходимо сделать, чтобы не иметь в будущем проблем с налоговой.
- Реорганизация
- Внесение изменений
- Ликвидация ООО
- Смена Директора