Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ИП

Закрытие ИП: пошаговая инструкция, рекомендации, бланки документов

Прекращение коммерческой деятельности подразумевает закрытие бизнеса, потерю прав на занятие предпринимательством. Инициатором может быть сам предприниматель. А причины у каждого свои: убытки, большие налоги, переезд и т.д. Любому бизнесмену будет полезно знать, как происходит закрытие ИП. Пошаговая инструкция убережет от бюрократических проволочек, лишних действий и переживаний.

Подготовительные мероприятия

Хочу закрыть ИП: с чего начать?

  1. Убедиться в правильности принятого решения. Чтобы не пришлось через полгода-год восстанавливать бизнес. Налоговые не любят такие ситуации. И нередко отказывают в регистрации.

  2. Рассчитаться с кредиторами. С налоговой службой, пенсионным фондом, поставщиками, наемными работниками (если они есть).

    !Справочно. Российский законодатель разрешает закрыть ИП с долгами. Задолженность остается. Но уже у физического лица.

  3. Обратиться в ФНС с заявлением и квитанцией об уплате государственной пошлины.

Рассмотрим подробнее, как самостоятельно закрыть ИП.

Увольнение наемных работников

!Работодатель, ИП, имеет право уволить всех своих работников в связи с ликвидацией частного бизнеса. Даже защищенные категории граждан, тех же беременных женщин (ст.261, ч.1 ТК РФ).

Мероприятия по грамотному и законному увольнению:

  • Предупредить работников в письменном виде за 2 месяца до даты увольнения (ст.180, ч.2 ТК РФ). Обязательно оставляйте у себя копии.

  • Проинформировать центр занятости о массовом увольнении в связи с закрытием ИП. Заполняется специальное заявление. Образец формы смотрите здесь. Сделать это необходимо за две недели.

  • Заполнить форму 4 ФСС. Скачать бланк можно здесь.

  • Заполнить отчет РСВ-1. Сдается он в ПФР. В бумажном виде – не позднее 15 числа следующего за ликвидацией месяца, в электронном – 20 (ст.15, ФЗ 212). Бланк скачивайте тут.

  • Заполнить свои работникам трудовые книжки, указав причиной увольнения п.1 ст.81 ТК РФ.

Таким образом, увольнять своих работников нужно начинать за два месяца до обращения в налоговую службу.

Уничтожение печати и снятие с учета ККМ

Эти мероприятия тоже считаются подготовительными (для тех, у кого есть печать и ККМ). Сделать это необходимо до того, как будете писать заявление ИП о прекращении деятельности.

Контрольно-кассовую машину важно снять с учета, обратившись в инспекцию по налогам и сборам. Уничтожить печать разрешается самостоятельно либо через фирму, делающую печати.

Если самостоятельно, составляйте акт. В нем должен быть прописан

  • состав собранной комиссии;
  • дата и место сбора;
  • метод уничтожения печати, причина ее ликвидации;
  • название организации, оттиск печати;
  • заключение комиссии о невозможности эксплуатации и восстановления уничтоженной печати;
  • подписи всех членов.

Акт составляется в произвольной форме.

Если обращаетесь к организации, изготавливающей оттиски для предприятий, приготовьте комплект документов:

  • заявление в вольной форме с просьбой ликвидировать печать;
  • доверенность на уничтожение печати или другой документ, подтверждающий полномочия;
  • паспорт изделия и его ксерокопия;
  • квитанция об оплате услуги.

Плюс сама печать.

Документальные и денежные долги

Перед ликвидацией ИП необходимо уплатить все налоги и штрафы. Если все вовремя платилось, то можно собирать бумаги.

Каждый предприниматель в процессе ведения своего бизнеса заполняет Книгу учета доходов и расходов. При ликвидации ее могут потребовать в инспекции. Пусть будет готова.

Как ликвидировать ИП?

Закрытие бизнеса

Документы на ликвидацию ИП подаются в ту налоговую, которая оформляла предпринимательство. А декларации и налоги проводятся в территориальном отделении.

Законодатель разрешает отправлять пакет документов по почте (если нет возможности прийти). В заявлении нужно заверить подпись нотариально, приложить документы, их опись. Все это оформить заказным письмом.

А теперь подробнее о том, как происходит закрытие ИП. Пошаговая инструкция:

1. Заполнить заявление по форме Р26001. Бланк скачивайте тут. Образец заполнения – здесь.

2. Заполнить квитанцию об оплате госпошлины. Уплатить в банке 160 рублей (пп.7, п.1, ст. 333.33 НК РФ). Бланк квитанции скачивайте тут.

3. С заявлением, паспортом и подлинником квитанции обратиться в налоговую инспекцию (ст.22.3 ФЗ №129). При себе иметь свидетельство о регистрации.

4. Через пять рабочих дней (дату обращения не считать) забрать из налоговой свидетельство о ликвидации и выписку из ЕГРИП. Если не приходите сами, инспектор высылает по месту жительства.

5. Через 12 дней обратиться в ПФР. Оповестить их о закрытии своего бизнеса. Узнать задолженность в ПФР для ИП. Если не приходите сами, Пенсионный фонд сам выходит на связь.

Раньше налоговая инспекция требовала справку из ПФР об отсутствии задолженности. Сегодня разрешена ликвидация бизнеса с долгами перед ПФР. Хотя ФНС по привычке может спросить эту справку. Оформите ее заранее.

Если есть задолженность перед ПФР, она переходит с ИП на физическое лицо. Срок исковой давности – 3 года. Через года два Фонд может подать в суд, и срок продлится. А долг никуда не денется.

ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Сколько стоят фирмы с допусками

    Продажа готовых строительных фирм и компаний с лицензиями на ведение различных видов деятельности при правильном подходе к делу может стать очень выгодным бизнесом.

  • Допуск СРО

    Допуск СРО: разрешения в области строительства, проектирования и оказания изыскательских услуг. Выбор саморегулируемой организации. Документация для вступления в СРО и затраты

  • Готовые фирмы, ЗАО

    Готовые фирмы ЗАО в ряде случаев являются оптимальным вариантом быстро начать ведение того или иного вида коммерческой деятельности.

  • Изучаем регистрацию ООО

    Открытие ООО, процедура регистрации обычно вызывают у предпринимателей раздражение. И напрасно: изучение законов и взаимодействие с официальными структурами – важная часть управления собственным бизнесом.

  • Стоимость вступления в СРО

    Стоимость вступления в СРО определяется видом деятельности, которую будет осуществлять предприятие, перечнем разрешенных работ и некоторыми другими факторами.

  • Готовые фирмы с расчетным счетом

    Готовые фирмы с расчетным счетом: преимущества и недостатки сделки, процедура покупки и передачи доли в ООО. Документы, требуемые для оформления сделки, и бумаги, получаемые по ее завершении