Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация ИП

Закрыть ИП в соответствии с действующим законодательством

Закрыть ИП – означает сняться с регистрационного учета в налоговых органах. Прежде чем закрыть ИП, нужно привести в порядок бухгалтерию, т.е. сдать всю отчетность (во внебюджетные фонды, по всем налогам и сборам), погасить все обязательные платежи (узнать задолженность по налогам ИП в своей налоговой инспекции, уточнить долг перед внебюджетными фондами). Если деятельность не велась – сдать нулевую отчетность. Наличие задолженностей не является веским (и законным) основанием для отказа в снятии с учета в ЕГРИП.

Порядок ликвидации ИП представляет собой последовательность действий, направленных на прекращение жизнедеятельности предприятия во всех формах, посещение налоговых органов и подача соответствующего заявления становится всего одним из этапов, предваряющим множество иных сопутствующих операций.

Сбор и направление документов в ИФНС

Как закрыть ИП самостоятельно:

  1. узнать данные ИФНС, в которой предприниматель поставлен на учет, что необходимо для уточнения реквизитов для заполнения квитанции;
  2. оплатить по квитанции госпошлину (160 рублей):
  3. заполнить заявление по образцу;
  4. передать в налоговую инспекцию документы:
    • заявление;
    • квитанцию (оригинал);
    • паспорт (копию);
    • доверенность, если бумаги будут переданы представителем.

Обращение на закрытие ИП возможно:

  • лично;
  • он-лайн при наличии СКП (электронной цифровой подписи) посредством специального сервиса;
  • через представителя;
  • по почте, направив ценное письмо с уведомлением и описью вложения;

В последних двух случаях подлинность документов удостоверяется нотариально, при личном обращении визу на заявлении ставят в присутствии сотрудника инспекции;

Через 5 дней после предоставления полного пакета бумаг следует получить на основании расписки:

  • форму Р65001 – свидетельство о регистрации того, что гражданин больше не является индивидуальным предпринимателем;
  • выписку из ЕГРИП.

Если заявление ИП о закрытии было отправлено по почте, в рамках электронного документооборота или в заявлении был указан способ получения документов «по почте», то бумаги направят почтовым отправлением.

Пенсионный фонд

По получении указанных документов из ИНФС в течение 12 календарных дней надлежит обратиться в ПФР. Налоговые органы самостоятельно уведомляют фонд о том, что произведена ликвидация индивидуального предпринимателя, но следует решить финансовые вопросы.

Основная проблема - задолженность в Пенсионном фонде. Квитанции с указанием точных сумм платежей будут переданы бывшему ИП либо при личном обращении в течение упомянутого срока, либо отправлены ему по почте. Требовать справку об отсутствии задолженности перед внебюджетным фондом ИФНС не уполномочена.

Оплатить все долги – прямая обязанность гражданина. Отказ от ее исполнения чреват судебными исками с последующим наложением взыскания на все имущество физического лица – бывшего предпринимателя.

Расчетный счет

До того как закрыть ИП, нужно закрыть его расчетный счет, т.к. после погашения регистрационной записи в ЕГРИП доступ к нему будет закрыт: нет документов на право управления (документов по ИП).

Рассчитавшись с контрагентами и самим кредитным учреждением, снимается остаток и пишется заявление на расторжение договора обслуживания. После этого счет будет закрыт.

Контрольно-кассовая машина (ККМ)

Если предприниматель использовал кассовый аппарат его непременно нужно снять с учета в ИФНС.

Сначала стоит обратиться к поставщику ККМ, который должен выдать:

  1. акт КМ-2;
  2. кассовые чеки:
    • фискальные отчеты (за 3 последних года);
    • отчет по последней ЭКЛЗ;
    • помесячные фискальные отчеты;
    • чек закрытия.

Срок годности данных бумаг – 3 дня. В течение этого срока следует передать их в налоговые органы.

Помимо перечисленных документов нужно подготовить:

  • заявление;
  • карточку регистрации аппарата;
  • паспорт ККМ;
  • паспорт последнего ЭКЛЗ;
  • журнал кассовых операций.

Персонал

Работников следует уведомить о прекращении предпринимательской деятельности за два месяца в устной форме, за 2 недели письменно посредством вручения уведомления о расторжении трудового договора. Также за две недели до погашения записи в ЕГРИП нужно поставить в известность службу занятости.

Люди увольняются соответствующими персональными приказами, им выплачивается компенсация. Если данная ситуация была предусмотрена трудовыми договорами, то выплат не будет. После снятия ИП с учета уволить работников уже нельзя.

Банкротство ИП

Если ИП не в состоянии рассчитаться с кредиторами и бюджетом, а также внебюджетными фондами, может быть инициирована процедура его банкротства. Заявление вправе направить в арбитражный суд:

  • сам предприниматель;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы.

В ходе судебных разбирательств свои претензии могут предъявить и те кредиторы, обязательства перед которыми возникли помимо предпринимательской деятельности ответчика, а также те, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов.

Если ИП признают банкротом, то:

  • будет инициировано конкурсное производство;
  • регистрация ИП утрачивает силу;
  • аннулируются все разрешения (лицензии, допуски СРО);
  • гражданин не сможет в течение 1 года после признания его банкротом вновь зарегистрироваться как ИП;
  • все имущество гражданина будет реализовано через открытые торги для погашения имеющихся долгов, оставшиеся задолженности банкрот будет гасить постепенно.
Добавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Купить фирму выгодно? Обзор рынка готовых ООО

    Желая купить фирму и сэкономить нервы и время на самостоятельную регистрацию, предприниматель бесспорно выигрывает. Он может сразу же начать деятельность, оформить на компанию кредит или недвижимость, получить выгодный заказ или выиграть тендер... Но риск отвечать по чужим долгам очень велик.

  • Регистрация туристической фирмы

    Регистрация туристической фирмы может подразумевать два вида деятельности: турагентскую и туроператорскую. В данной статье мы поговорим о том, как открыть фирму, которая будет выступать в качестве турагента.

  • Изучаем регистрацию ООО

    Открытие ООО, процедура регистрации обычно вызывают у предпринимателей раздражение. И напрасно: изучение законов и взаимодействие с официальными структурами – важная часть управления собственным бизнесом.

  • Регистрация ООО готовые фирмы

    Существует два способа создания собственного бизнеса: регистрация ООО и готовые фирмы. У каждого способа есть свои сторонники и противники.

  • Порядок регистрации ООО: пошаговая инструкция

    Выбор юридического адреса и названия ООО. Особенности подготовки документов. Выбор системы налогообложения. Подача документов в налоговый орган. Открытие расчетного счета

  • Правила регистрации фирмы

    Регистрация фирм, юридические адреса, коды ОКВЭД – человеку неискушенному все это кажется очень сложным. На самом деле, разобраться в тонкостях оформления фирмы не так уж сложно, нужно лишь приложить немного усилий.