Юридическая помощь / Ликвидация / Ликвидация фирм

Закрыть фирму самостоятельно, правильно и с минимальными потерями

Открыть фирму – полдела, сложно вести бизнес и сделать его успешным. Еще тяжелее закрыть фирму.

Добровольная ликвидация

Добровольное закрытие юридического лица осуществляется на основании ст. 61-64 Гражданского кодекса и профильного закона, регулирующего деятельность юридического лица конкретной организационно-правовой формы: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «Об акционерных обществах» и пр.

Порядок ликвидации учреждения определяется его учредителем и регулируется ФЗ «Об автономных учреждениях». В отдельных случаях прекращение деятельности учреждения, МУПа, ГУПа либо госкорпорации возможно только по согласованию с антимонопольными службами.

Закрытие фирм начинается с принятия решения о прекращении их существования тем лицом (органом), что уполномочен на то учредительными документами:

для ООО – это общее собрание участников;

для АО – общее собрание акционеров;

для союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств – общее собрание членов.

Исключение: правом ликвидировать некоммерческий фонд наделен только суд.

В ходе общего собрания определяется:

  • судьба организации – оформляется решение о ее ликвидации;
  • состав ликвидационной комиссии (ликвидатора) и ее председателя – это могут быть руководитель, главный бухгалтер, ведущие специалисты, учредители или сторонние лица. С этого момента все полномочия по управлению передаются указанному органу;
  • порядок и сроки совершения данной процедуры.

Уведомление заинтересованных сторон

Если требуется закрыть фирму, нужно уведомить о том:

  • ИФНС;
  • внебюджетные фонды;
  • кредиторов;
  • иных заинтересованных лиц.

В ИФНС не более чем через 3 дня с даты принятия судьбоносного решения о ликвидации направляются:

- заявление по форме Р15001;

- решение (протокол собрания) о ликвидации (2 экз.).

На основании уведомления вносится соответствующая запись в ЕГРЮЛ, после чего регистрация редактуры учредительных документов данной организации и ее дочерних компаний (тех, в которых она является учредителем) запрещена. Мораторий установлен и на госрегистрацию любых фирм, появившихся в ходе реорганизации ликвидируемого юрлица.

Внебюджетные фонды уведомляются письменно. Обращение можно оформить заявлением, можно отправить письмом с уведомлением – ИФНС затребует подтверждение того, что данные структуры проинформированы о данном процессе.

Кредиторы и прочие о предстоящей ликвидации узнают из объявления, поданного ликвидационной комиссией. Также ликвидатор обязан выявить всех контрагентов (кредиторов) и направить им заказные письма с уведомлением с сообщением о грядущих переменах.

Обязанности ликвидатора

Помимо розыска и информирования кредиторов ликвидатор обязан:

  1. организовать и провести инвентаризацию всего имущества ликвидируемого юрлица;
  2. уточнить информацию по его активам (размеру, составу, состоянию, уровню ликвидности);
  3. сформировать перечень участников, которые вправе рассчитывать на некую долю при распределении имущества ликвидируемого (того, что останется после удовлетворения требования всех кредиторов);
  4. оценить финансовое состояние;
  5. рассчитать персонал (с уведомлением за 2 месяца, выплатой всех причитающихся платежей, уведомлением центров занятости при необходимости);
  6. вывод ликвидируемого юрлица из состава учредителей иных организаций. Если ликвидируемая компания была единственным основателем, то следует закрытие дочерних предприятий. Разумно прежде инициации ликвидации реализовать их. После это уже невозможно;
  7. сверить степень исполнения обязательств с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
  8. проанализировать дебиторскую задолженность с целью ее наиболее эффективного взыскания, а также кредиторскую с составлением плана по ее погашению;
  9. определить очередность реализации имущества;
  10. сгруппировать кредиторов по законодательно установленной очередности;
  11. разработать процедуру распределения оставшихся активов между учредителями с последующим ее претворением на практике. Имущество делится пропорционально долям в компании;
  12. сформировать промежуточный и ликвидационный баланс;
  13. закрыть банковские счета;
  14. подготовить документацию для ИФНС для исключения организации из ЕГРЮЛ.

Налоговая проверка

ИФНС проверяет документацию за последние 3 года, ее особо интересует:

  • первичная отчетность (чеки, счета-фактуры, договора);
  • кассовая документация;
  • отчетность перед налоговыми органами и внебюджетными фондами и прочее.

Проверка выездная. Иногда сотрудники налоговой проводят инвентаризацию и осмотр помещений (офисы, цеха, склады).

Если фирма проблемная, то о том, как закрыть ООО без налоговой проверки, не стоит и мечтать. Налоговые органы не преминут тщательно изучить финансовое состояние юрлица, имеющего задолженности перед бюджетом.

О том, как закрыть фирму без проверки, могут задуматься только безупречные налогоплательщики, т.е. те, кто:

  • регулярно отчитывался перед налоговыми органами, не допуская просрочек ни по документации, ни по платежам;
  • подаваемые бумаги всегда были идеально правильно оформлены;
  • у организации нет долгов перед бюджетом, фондами, контрагентами;
  • имеет место нулевая отчетность ООО, т.е. деятельность в течение последних 3 лет не велась, не было также и движения по счетам (ни по зарплате, ни по расчетам с кем-либо);
  • у компании один учредитель, что исключает дележ остатка имущества.

Промежуточный и ликвидационный балансы

Сформированный промежуточный баланс (а их может быть несколько) утверждается общим собранием учредителей. Составление данной бумаги означает, что теперь можно производить расчеты с кредиторами.

О факте составления документа ИФНС уведомляется в трехдневный срок путем подачи:

  • заявления по форме Р15003;
  • решения либо протокола собрания об одобрении промежуточного баланса;
  • сам баланс;
  • подтверждения уведомления кредиторов.

Ликвидационный баланс также утверждается ликвидационной комиссией. Форма обоих документов законодательно не ограничена. Чаще используют шаблон обычного бухгалтерского баланса.

Расчеты с кредиторами

Расчет с кредиторами производится в определенном порядке, начиная с удовлетворения обязательств перед физическими лицами, возникшими из-за причинения вреда их жизни (здоровью), расчета с персоналом, по авторским правам, перед залогодержателями, и заканчивая погашением задолженностей перед внебюджетными фондами, бюджетом и иными кредиторами.

Расчеты с последними начинаются только через месяц после утверждения промежуточного баланса. Требования удовлетворяются в соответствии с очередностью обращения (кто первый обратился, с тем первым и посчитаются).

Заключительные операции

Чтобы окончательно закрыть фирму нужно направить в ИФНС:

  • заявление по форме Р16001;
  • решение либо протокол собрания об одобрении ликвидационного баланса;
  • сам баланс;
  • справку из ПФР об отсутствии претензии с его стороны;
  • подтверждение уплаты 800 рублей госпошлины.

Через 5 дней будет выдано свидетельство о прекращении существования организации. К этому времени пройдет не менее 3-4 месяцев с даты принятия решения о прекращении деятельности.

Чтобы сняться с учета во всех внебюджетных фондах, им нужно направить:

  • заявление (вольная форма);
  • решение (протокол) о прекращении деятельности;
  • нотариально заверенная копия свидетельства о снятии с учета в ЕГРЮЛ и уведомление о том же из налоговой инспекции;
  • в ФСС нужно вернуть страховое свидетельство.

Печать уничтожается, а документация юрлица сдается в архив. Снятие с учета в Росстате происходит автоматически – ИФНС информирует его самостоятельно.

Если есть проблемы

О том, как закрыть фирму с долгами, иными относительно легальными способами расскажут в любой юридической фирме, это:

- переоформление на другое лицо. Возможные варианты: от грамотного юриста, который за определенное вознаграждение постарается законными методами оспорить долги, до использования действующих документов человека, с которого требовать что-то просто нереально;

- реорганизация – слияние, присоединение к другой компании. Услуга платная. Оказывающие ее люди обещают, что все вопросы решат сами. По факту – если объединяется несколько таких фирм, то хоть учредители и сменились, но теперь по проблемам (пусть и прошлым) одного из присоединенных могут спрашивать и с бывших учредителей всех реорганизованных компаний;

- «утрата» всей документации фирмы – от пожара и кражи до утери. При выявлении умысла возможна уголовная ответственность.

Официально закрыть ООО с долгами возможно посредством процедуры банкротства. Это честно, хоть долго и требует полного погашения всевозможных долгов. Но при таком выборе, при условии честного ведения бизнеса, не придется изучать Уголовный кодекс. Во всех остальных случаях помимо данного документа следует тщательно изучить еще и Уголовно-процессуальный кодекс. Безопаснее потратить несколько месяцев на ликвидацию организации, в соответствии с законодательством.

ОтменитьДобавить комментарий
Бланки документов
Похожие статьи:
  • Купить фирму выгодно? Обзор рынка готовых ООО

    Желая купить фирму и сэкономить нервы и время на самостоятельную регистрацию, предприниматель бесспорно выигрывает. Он может сразу же начать деятельность, оформить на компанию кредит или недвижимость, получить выгодный заказ или выиграть тендер... Но риск отвечать по чужим долгам очень велик.

  • ООО регистрация фирм организаций

    Открытие ООО, регистрация фирм, организаций и предприятий – это не только подготовка документов. Важнейшим этапом создания бизнеса является выбор системы налогообложения.

  • ОКВЭД

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: его понятие и методология кодирования сведений об экономической деятельности субъектов. Добавление вида деятельности

  • Документы для регистрации ООО

    В статье вы найдете исчерпывающий список, содержащий документы для регистрации ООО и рекомендации по их заполнению. Также ознакомитесь с правилами составления и требованиями к учредительным документам и сопутствующим бумагам, необходимым для подачи в регистрирующий орган, в полном соответствии с законодательством РФ.

  • Готовые ООО с СРО

    Готовые ООО с СРО – отличный способ начать собственный бизнес в строительной сфере, не тратя времени на прохождение множества инстанций и самостоятельное оформление допуска СРО.

  • Что необходимо для открытия ООО

    Что необходимо для открытия ООО? Чтобы ответить на этот вопрос, следует определиться, как вы будете создавать фирму: самостоятельно или с помощью посредников.